Почему возникают штампы? Все мы имеем представление абсолютно обо всем в мире. Если не видели своими глазами, то хотя бы по телевизору или читали в книгах. Поэтому на каждый предмет или явление у нас есть четкий набор ассоциаций. Причем этот набор совпадает у разных людей, даже живущих на разных частях планеты. И менять эти ассоциации ни за что не хочется.
Из-за этого «не хочется» шагают по планете знакомые каждому из нас «невесты на ладошках», «чиновники в кабинетах с ручкой в руках с озабоченным видом», «победители какого-нибудь конкурса, выстроившиеся в ряд, с натянутыми улыбками и сертификатом» и так далее.
С ростом конкуренции редакторы и издатели ставят перед нами задачу, как минимум, «выпендриться». Но, если вы работаете с фото, для вас эта задача «выпендриться» звучит как «показать событие так, чтобы люди элементарно получили новую информацию из фоторепортажа», а не «скормить им привычный набор ассоциаций».
Что надо делать?
Евгений Гладин, фотокорреспондент «Московских новостей», который освещал всю череду митингов в России и взял ставшее знаменитым «Интервью со Светой из Иваново» (видео), советует следующее:
Советы для управленца и редактора СМИ:
- Отправлять фотокорреспондентов снимать то, что интересно людям, а не то, что проходит в вашем городе. Мало кому интересен фоторепортаж с выставки в музее (люди и сами могут туда сходить и увидеть картины), но всем интересно, что рядом с городской свалкой образовалось поселение.
- Ввести должность фоторедактора, который полностью «ведет» работу фотожурналистов (если их 2 и более): планирование, обсуждение, обучение, отбор снимков, редактура фото и подписей к ним.
- На планерках отдельно обговаривать с корреспондентами, какие темы надо снимать, какие нет. Следовательно, на какие темы поедут «кор + фотокор», и сколько времени займет съемка, и что вы получите на исходе.
- Если съемочная группа отправляется на событие, и фотокорреспонденту дается задание «наснимать что-нибудь», пока журналист опрашивает, хороших фоторабот, скорее всего, не получится.
- Определить приоритеты в редакции: а нужны ли вам фоторепортажи вообще? Если вам они нужны, и нужны не так, чтобы делать их плохо или средненько, то, возможно, следует распределить время фотокора, чтобы он снимал не три паркетных съемки и съемки с пресс-конференций в день, а привозил каждый раз по одному авторскому фоторепортажу. Но это будут те темы, за которые другие редакции не берутся. И это не обязательно опасные темы. Это может быть фоторепортаж с тренировки циркачей или репетиции рэп-исполнителей, фоторепортаж с восточного базара… Главное, как снять.
А фоторепортаж на эту тему тоже может сделать каждое СМИ. Сюжет — как парня провожали в армию.
Иллюстрации — первое впечатление о газете и информационном сайте.
Если фото хорошее, то человек прочтет текст. И наоборот.
Советы для фотокорреспондента:
- Начать думать о событии, а не просто снимать его. Лучше думать «фотоисториями», чем отдельными снимками.
- Включаться в контент, активно интересоваться у журналиста, в каком ключе будет материал, какие стороны будут представлены в итоге
- Знать предысторию события вплоть до изучения биографий действующих лиц, если это люди публичные.
- Делать «атмосферные фото».
- Не просить героев съемки выполнять действия, а больше времени проводить с ними, срастаться с их окружением.
Информация к размышлению:
Иногда начинает казаться, особенно в череде художественных работ, что мир фотожурналистики стал черно-белым, как будто нет полутонов.
Когда была пленка, у фотокоров было больше ответственности. Каждый снимок был на перечет. С цифрой не всегда думаешь о таких вещах, как «ключевой момент кадра» или «драматическая точка».
Хороший фоторепортаж можно сделать и на сотовый телефон. Главное — идея. VoxPopuli провели эксперимент: вручили профи сотовый телефон, а человеку без опыта работы в журналистике — профессиональную фотокамеру. Вот, что получилось.
У блогеров Варламова и Адагамова больше читателей, чем у центральных газет. В России был случай, когда придя на событие и увидев там блогеров, фотокорреспонденты местных изданий подрались с ними (не конкретно с Варламовым и Адагамовым).
Все меньше заказов на журнальную съемку от СМИ (есть еще примеры у «Русского репортера» и «Огонька»). Поэтому многие профессионалы своего дела сами ездят на задания за свои деньги. А потом продают снимки в СМИ.
Если вы и ваше издание и далее намерены двигаться в сторону создания мультимедийных пакетов, стоит посмотреть на работы The New York Times и РИА. Например, работа о женской команде по баскетболу и митинг на проспекте Сахарова.